DIES ILLA
Перед вами замечательная статья О. Немцовой, которая не только наиболее качественно отражала порядок дел на 89 год, но и сейчас вполне актуальна и насущна.
"ДВР" N9 1989 Владивосток - Москва
К ВОПРОСУ ОБ ЭСТЕТИКЕ ПАНКА
Автор уполномочил себя заявить, что
времени выхода в свет первой попытки
исследовать эстетику панка /май 1989/
материал принялся жить самостоятель-
ной жизнью, и автор снимает с себя
всякую за него ответственность.
Наверное, что такое панк, знает один
человек - Малькольм Макларен. Но он,
к сожалению, далеко. Он - в Лондоне.
Мх.
Я отрицаю все, и в этом - суть моя.
Затем, что лишь на то, чтоб с громом
провалиться
Годна вся эта дрянь, что на земле
живет...
Гете
1.
О панке я не знаю ничего.
О панке практически никто ничего не знает. И вовсе не потому,
что "панк в Совке был 15 минут на концерте ГО в Новосибирске, а
все остальное - уже пост-панк" /А.Слесарев/. Дело,скорее, в том,
что для осознания явления как такового нужно по меньшей мере
наблюдать это явление живьем. А в Совке панка как явления
существовать не может - как и во всяком тоталитарном
государстве. И тем не менее, слово "панк" /даже понятие "панк"/
достаточно живо вошло в современный русский язык - и не только
применительно к загнивающей буржуазной культуре. Трудный
подросток, эпатируя учительниц и восхищая одноклассниц до писка,
запросто способен объяснить свою прическу на общешкольной линейке
тем, что он - "собственно говоря,панк". "Комсомольская правда",
не говоря уже о каком-нибудь "Взгляде", способна выдать
словосочетание "панк-группа" или, того круче , "панк-команда"...
А самым модным, разумеется, стало это словцо в наших рок-журналах
различного толка.Вплоть до того, что =ДВР= позволяет себе
публиковать материалы, заканчивающиеся тирадами вроде:"Панк -
показатель того, что общество больно. Это гной, указывающий на
обострение процесса." Мало того, УРлайт - кроме того, что
припанковывает свою заднюю обложку - еще и развлекается типа
"Егор Летов и Sonic Youth".
...Так о чем, собственно, мы? Ах, о панке? Тогда объясните
мне, чем помянутый выше панк-подросток отличается от панка-Летова
мл./коего и поминать-то неприлично стало в последнее время/ -
кроме возраста? Чем ворон похож на письменный стол?
Вот несколько наиболее известных точек зрения по поводу того,
что такое панк:
В а р и а н т 1. Панк - это явление чисто социальное, один из
путей бунта молодежи капиталистических стран против всякого рода
социальных несправедливостей. Музыка при таком раскладе
рассматривается как надстройка, точнее - как пристройка. И не
только музыка, а и весь пласт культуры панка, который в лучшем
случае низводится до сатиры. Бунт этот неосознан, даже
полусознателен, ему присущи определенные возрастные и социальные
рамки.
В а р и а н т 2. Панк - явление идеологическое: система
неких порядком вывернутых наизнанку ценностей, неприемлемых для
нормального человека, просто нежизнеспособное хулиганство. Те,
кто сумел-таки купить в советских магазинах венгерское издание
французской книжки комиксов "Histore du Rock", могут наблюдать
между страничкой про симфрок и страничкой про нью-уэйв именно
такого стилизованного панка, ковыряющегося в носу и параллельно
громящего английский парламент.
В а р и а н т 3. Панк - явление культурное, точнее -
околокультурное, поскольку вряд ли полноценное. По-простому: не
умел делать музыку - пошел в панки. В реальной бытовой
действительности панка не существует. Есть лишь весьма
ресурсоемкая атрибутика, с которой в лом связываться.
Думаю, можно привести еще немало примеров подобного
расчленения и обессмысливания по частям... Вот еще, например:
панк как определенная музыкальная подкраска. Нынче не актуально
говорить: грязно звучит. Нынче скажут: звучит по-панковски. Панк,
безусловно, несет в себе некие музыкальные идеи, но не на
обиходном уровне, который нам наиболее удобен. Да сейчас и не о
музыке речь. Не только о музыке . Ибо если уж говорить о панке -
так говорить о явлении культурной, интеллектуальной и еще черт
знает какой жизни, но именно как о явлении, пытаясь определить
особенности его эстетики, истоки возникновения и принципы
существования.В заголовке упомянуто лишь слово "эстетика" -
значит, так оно и будет. Без претензии на истину в последней
инстанции, но и без пресловутого запрограммированного желания
найти именно то золото, которое блестит.
2.
Первым человеком, который на моей практике пытался определить
панк как явление духовного движения человечества /а движение это,
как известно, идет отнюдь не по военно-коммунистической прямой/,
обладающее собственной эстетикой, т.е. собственными законами
красоты и гармонии, т.е. собственными представлениями о том, что
есть красота и гармония /правда, это - еще об одном аспекте рока
и панка, психическом, но в данном случае важен подход/...Так вот,
этим человеком стал Егор Летов /чур меня, чур!!!/, и чтобы не
отсылать читателя к малодоступному даже при типографском тираже
московскому журналу УРлайт /N5-23/, приведу кое-какие выдержки из
летовского интервью:
-Если исходить из Достоевского, то с роком все получается так:
На каком-то этапе у Гессе появилась статья "Братья Карамазовы и
закат Европы". В ней был высказан тезис: Достоевский - первый
пророк некоего движения, четкого движения, согласно которому
человечество делится на два типа: потенциальные самоубийцы /люди,
у которых во главе угла своеволие, которые не боятся смерти -
"нелюди"/ и все остальные. Рок в настоящем виде - массовое
движение "нелюдей", в нем человек - человек только внешне, а по
сути - сумасшедший... В моем понимании рок - это движение
античеловеческое, антигуманистическое, - некая форма изживания из
себя человека как психологически жизнеспособной системы.
Егор, безусловно, говорит о себе и о той музыке, которую
делает сам. И этот "внутренний" подход, "от ощущения", позволяет
избежать той расчлененности понятия, которой страдает большинство
исследований. Мой взгляд - "снаружи", но это сознательно, без
желания проникнуть внутрь, при стремлении "попасть в струю", в
интонацию, естественном для постороннего человека, который хочет
понять. Не определить, но понять. К тому же, это - попытка
разобраться в эстетике панка как в одном из упражнений духовной
практики человечества в /чтоб круче звучало/ разрезе социума. НЕ
общества, а с о ц и у м а как такового: любого, произвольного,
возможно весьма абстрактного скопища человеческих особей, а не
какой-либо общественно-экономической формации, при относительно
небольшом их выборе.Если хотите - отчасти в пику приведенному
выше мнению о том, что панк - результат всякого рода кап- и
соц-заморочек, коих до фига и больше.
И вот еще что. Говоря о панке, мне удобнее оперировать
отечественными командами. Во-первых, оттого, что они более
знакомы во многих своих проявлениях - от пленок и живых концертов
до интервью и нормального общения. А во-вторых, оттого, что
считаю важным вынести панк за скобки конкретной страны - скажем
Англии 70-х годов. Я склоняюсь к тому, чтобы рассматривать панк
как ветку или сук на едином дереве саморазвивающейся культуры
того, что называется человечеством. Но как жанр искусства / и не
только музыкального/, не как, опять-таки, метод изображения или
отражения действительности...
Думаю, уместно принципиальное сравнение по месту в едином
культурном пространстве, скажем, с таким понятием как романтизм
/только без рассуждений о приоритете, масштабности и социальных
корнях/: романтическая музыка... романтическая литература...
романтический взгляд на мир...
панк-музыка...панк-литература...панк-взгляд на мир... В данном
случае, моей эрудиции, увы, не хватает на то, чтобы вспомнить тот
умный термин, которым эти явления можно обозвать /а может, если
термин не идет, когда его зовут, его и нет вовсе? хотя - должен
быть.../.Но мудрый язык все расставляет на свои места. Как
известно, подобные параллели сочетаемости не могут быть
случайными. Они исходят из того, что в сознании народа -
стихийного творца языка, эти понятия расположены на одном уровне,
семантически параллельны: эта вот параллельность и порождает
параллельную сочетаемость. И пусть кто-то попробует сказать, что
аппеляция к языковым реалиям - не аргумент в данном споре. Пусть
он только попробует!Ух, как он будет не прав! Для тех, что не
сталкивался с языком как структурой, самостоятельно, вне желания
индивидуального носителя существующей и функционирующей, еще один
пример, поясняющий.Можно сказать: полное ведро, полное корыто,
полный таз, но нельзя сказать: полный унитаз - поскольку тут же
возникает вопрос:"А заткнули ли в унитазе сливное отверстие, не
забыли ли?"
И еще одна языковая параллель: панк-музыка, панк-литература,
панк-взгляд на мир /см.выше/, и - советская музыка, советская
литература, советский взгляд на мир... Абсолютно очевидна
неувязанность таких сочетаний с языковым контекстом, что
свидетельствует и о неувязанности, нелогичности самих понятий.
Понятий, построенных по принципу чуть ли не территориальному.
Политическому, какому угодно - но только не эстетическому.
Абсурдных и, слава Богу, вызывающих сейчас смех не только у
среднестатистического англичанина. И речь здесь - не только о
скрещивании общественно-политических терминов с собственно
эстетическими. Для наглядности позволю себе последнюю языковую
игрушку, в данном случае - по принципу "от противного": если
обязаны срабатывать сочетания типа "советская музыка", то должен
работать и вот этот ряд: единая многонациональная общность
советский народ... единая многонациональная общность
романтический народ... единая многонациональная общность
панковский народ...
Так вот, речь не только о вышеупомянутом скрещивании, которое,
при достаточном к нему внимании, превращает, скажем, такое
издание, как "Литературный энциклопедический словарь" в краткое
пособие для абсурдиста-заочника... Речь, скорее, о желании
разобраться в том, что стоит ЗА словами, ЗА терминами.Возможно,
от одного терминологического бардака мы придем к другому, но
тогда хоть будет из чего выбирать!
Итак, если рассматривать панк вне привязки к одной отдельно
взятой стране и к одной конкретно взятой эпохе, если
рассматривать его как один из закономерных шагов человеческого
духовного опыта, тогда становится очевидным, что корни панка есть
в любой национальной культуре. Впрочем, здесь у меня, кажется,
причина уже пошла поперек следствия...
3.
Очередную часть я , пожалуй, начну с четверного отрицания,
поскольку пора бы, наконец, добраться до сути настоящей попытки
исследования. Это отрицание, если хотите, наиболее четко выражает
мой взгляд на то, что есть панк как искусство, а значит - как
часть жизненного проявления.
Итак: панк НЕ СОЦИАЛЕН, НЕ САТИРИЧЕН и это НЕ ПРОТЕСТ. К тому
же панк НЕ СЕКСУАЛЕН.
И все попытки подойти к панку с позиций "а что вы хотите
сказать своим творчеством?" в самых разных вариантах этого, так
любимого нами, словосочетания не только бессмысленны, но и
откровенно глупы "по рождению". Но, наверное, это въелось в нас
намертво - в любом, вылившемся в искусство проявлении
человеческого духа искать идею, замысел, "замечательную и
чудесную суть..." Что ж, нас т а к учили. Нас э т о м у учили.
Но вы оглянитесь на пару сотен лет назад, если мы все еще не
можем дойти своей головой. Давайте возопим к авторитетам, при
всей их относительности:
"Они вообще удивительные люди. Они делают себе жизнь тяжелее,
чем это нужно, своими глубокими мыслями и идеями, которые они
всюду разыскивают и всюду вкладывают. Имейте же наконец мужество
отдаться впечатлениям!...Вот они подступают ко мне и
спрашивают:какую идею хотел я воплотить в "Фаусте"? Как будто я
сам это знаю и хочу выразить... В самом деле, хорошая бы это была
штука, если бы я попытался такую богатую, пеструю и в высшей
степени разнообразную жизнь, которую я вложил в "Фауста",
нанизать на тощий шнурочек одной-единственной для всего
произведения идеи! - примерно вот так и говаривал в те давние, но мудрые времена
И.В.Гете своему Эккерману. И ведь был прав! Да вся практика
развития мутного железного потока того, что называется "советской
литературой", демонстрирует обнищание и упрощение любого
жизненного материала при нанизывании на "принцип
идейности"/как,впрочем , и на принципы "партийности",
"народности" и пр./.
И посмотрите, во что выродилось ДК, когда Жариков окончательно
оформил свои "памяцкие" идеи. Где свежесть восприятия, где ни с
чем не сравнимая атмосфера столь своеобразно преломленной
действительности? Заменена тщательно обсосанной, кастрированной
идеей, под которую с завидной настойчивостью подгоняется все
остальное."Сыграни мне, братан, блюзец..."
Панк /а объемность, пожалуй, является отличительной
особенностью проявления искусства/ невозможно нанизать на
пресловутый шнурок. Подобное нанизывание, простите за дурной
каламбур, затянет на нем петлю. И не столь важно, будет этот
шнурок "идеей сатирического изображения действительности" или
"отрицанием развитого социалистического общества как
общественно-экономической формации". Панк не идеологичен, точнее
- не идеен. Он есть отражение тех эмоций, которые "текут в
промежность судьбы". И даже не эмоций, а ощущений, сиюминутно
возникающих у человека - у "нечеловека" - при столкновении со все
той же реальной действительностью, данной нам черт знает в чем. И
действительность эта имеет какой-либо смысл лишь в подобной,
опосредованной своей разновидности. Панк - одна из критических
точек "опосредования", когда социальное как форма проявления
уничтожается, и остается импульсивное. А количественные - как и
качественные - характеристики импульсивности практически
безграничны, и всего лишь какую-то их разновидность принято
называть "панком".
И стоит ли возводить истоки панка к вьетнамской войне у них
или эпохе /!/ застоя у нас - или к иным каким пертурбациям
политической жизни отдельно взятой страны? Панк - и не только он
один - принадлежит к несколько иному порядку категорий. Он
скорее восходит к народной традиции, к смеховой культуре с ее
жестким игровым началом и очищением через имитацию страдания, к
камланию. Вспомните быковского бердю в фильме Тарковского "Андрей
Рублев" и его путь - от смеха ернического и социально
направленного - через страдание, в данном случае - через реальное
физическое страдание - к злому смеху, постороннему смеху, к
отрицанию. Отрицанию чего?Общества, инициировавшего высвобождение
этих "смеховых энергий" в конкретной исторической ситуации?
Да, в данном контексте это - неправомерная постановка вопроса.
Панк предполагает тотальное отрицание. Егор хорошо
охарактеризовал Ника:"сегодня он правый, завтра - левый"... Он
действительно способен во время концерта бить бутылки чуть не о
твою голову, а потом извиняться со слезами на глазах.В качестве
аргумента при неприятии ГО мне пришлось слышать тезис о
продемонических настроениях Летова: как мол, он может даже петь
такое - "Иуда будет в раю, Иуда будет со мной!" Мне кажется, что
это - ханжеское повторение все того же до боли знакомого
"а-какова-ваша-идейная-позиция?". Загвоздка же в данной
конкретной ситуации в том, что обвинить Егора в
непоследовательности может и член общества "Память", и
воинствующий анархист, причем оба будут считать его "оступившимся
своим".
Стоит ли подходить к панку - и не только к нему - с подобными
мерками, традиционными только для данной разновидности социкма,
въевшимися намертво, как грязь под ногтями /ну самый распоследний
совковый пример: любимец прикинутой московской интеллигенции
Молчанов в "ДО и после" - "А что вы хотели сказать вот этой своей
картиной?" Да все идет по плану!!!/. Очевидно, что здесь
необходим иной уровень оценки - точнее, не оценки, а понимания,
которое вынуждено становиться чем-то вроде оценки, будучи
облеченным в слова. Уровень "естественности-неестественности".
Естества-неестества. Людей-нелюдей. Не в приемлемости дело.
Естественно, что такой критерий выламывается из нашей с вами
повседневности, где каждый из нас лишь собирается повернуться
лицом к естеству - причем, регулярно собирается. Тотальное
отрицание панка подразумевает отсутствие законов - того, что
сверху. Но первобытная мораль, естественные законы
сосуществования и существования - остается и сохраняется. На
полуподсознательном уровне, ибо панк несовместим с сознательными
ограничениями и просто границами.Все это - где-то на уровне,
скажем, волков-христиан.
От первобытного уровня и взгляда на жизнь панк отличает крутой
европейский культурный замес. И это еще раз подтверждает мысль об
отсутствии национальных барьеров для тенденций в развитии
искусства. Медленнее или быстрее, завтра или послезавтра - но и
реализм, и сюрреализм, и панк шагают по планете. Что уж говорить
о роке вообще, который принес свои плоды на ниве черных ритмов в
конечном счете, удобренной европейской культурой. А родство панка
европейской культуре настолько безусловно, что обыденно
признается самими "заблудшими детьми": американский предтеча
панка Том Милль /ТЕЛЕВИЖН/ сменил фамилию на "Верлен" /"В
трактирах - пьяный гул, на тротуарах - грязь..." - французский
символизм ХIХ века/, а Ник Рок-Н-Ролл своим любимым поэтом
называет "американского европейца-романтика" Эдгара Аллана По.
Я сейчас введу еще одно сочетание, представляющееся вполне
уместным. Панк - это не только отрицание тотальное, но и
отрицание тоталитарное - обусловленное агрессивностью социума и,
в свою очередь, ведущее к ней. Неизвестно еще, что доминирует в
этой связке.Тоталитаризм отрицания - вот что отталкивает очень
многих от панка. Эстетика панка достаточно однопланова и
бескомпромиссна, но законы социума постоянно вынуждают идти на
компромисс. И чем консервативнее общество, тем больше
компромиссов. Естественно, в обществе тоталитарном при
столкновении двух минусов должно произойти короткое замыкание, и
мы с вами его наблюдаем: общественный уклад много бы дал за то,
чтобы разжевать панк и проблеваться им хорошенько.И естественно
поэтому, что панка как явления в Совке существовать не может. Это
подтверждается простеньким примерцем: панк-ортодокс при сильной
зубной боли все ж таки вынужден брать талончик в поликлинике - и
только после этого отправляться к врачу. Общество стремится найти
для панка подходящую нишу, и этим добивается лишь центробежного
эффекта, неизбежно взаимного отталкивания.
С агрессивностью панка, на мой взгляд, связывается и еще одна
его черта - панк не сексуален. /Нет, не как митьки, которые
просто не сексуальны,- тут, чтобы панк какой не обиделся, речь о
панке как о проявлении все ж таки искусства/. Тоталитарное
отрицание панка не включает в себя прямое или косвенное
отрицание секса - в этом нет необходимости, это - не тема, это -
если хотите - по линии волков и "естественности", это упоминается
лишь если попадается на глаза. Сам панковский имидж отрицает
всякий секс и уж тем более всякую эротику: сравните, скажем, с
гиперсексуальной волной. Он ближе к элементарной физиологии.
Соблазнительно, конечно, взглянуть на панк-концерт как на одну
затянувшуюся сублимацию, но где-то это уже было /правда, шире,
применительно ко всему року вообще, поэтому нет смысла
повторяться/. А то, что половые органы пускаются в дело на сцене
в качестве реквизита, - и на мой взгляд, не более, чем
эпатирующее нарушение табу, важное само по себе, не по следующим
за ним скандалам или реакции зала. Панк физиологичен как
физиологично мочеиспускание в неудобной позе - не более того.
Те же полуфизиологичные природные законы, к которым стремится
панк, можно определить через математику: есть там такое понятие -
"число стремится к + бесконечности". Так и здесь: эти законы,
стремление к ним, приводят панк к неизбывному гуманизму - здесь и
сейчас! Теплое "за сараем в грязной луже пьяный спал, пустив
слюну" - это с одной стороны, а с другой - агрессивность в музыке
и подаче. Утверждение первородных законов, естественности,
происходит на всех уровнях - начиная с физиологического, через
истерику творца, отрицательно соотнесенную с социумом и в конце
концов возведенную в абсолют.
И "винтовка- это праздник, все летит и п..." - это не
социальный протест, а чрезвычайно гипертрофированное стремление к
свободе, равенству, братству, густо замешанное на первобытном
страхе /отрицательное соотнесение с социумом/ и в области
политической порождающее анархизм.
Где-то было емко замечено, что у панка в жилах не кровь, а
грязь. Образ несколько выспернен, но точен. Единение через
всеобщее опускание вниз - возможно. А вот вверх кто-то всегда
будет карабкаться быстрее. От собственной ли умелости или за
чей-то счет - какая разница? Главное - быстрее. Поэтому панку
грязь действительно ближе, недели любые другие состояния
взвешенных частиц.
Панк - это не вызов обществу и уж конечно не спектакль, как
очень выгодно представлять немногие по-настоящему панковские
концерты "квадратной" публике. Эти концерты - акция, иными
словами - разрешенное 40-минутное существование по иным законам,
40 минут голой экзистенции, отыскавшей-таки свою нишу в
структуре социкма. Рассчитанный шок - это не панк, это - ОБЪЕКТ
НАСМЕШЕК. Тому же Нику часто не хватает слов и жестов при
достаточном их арсенале.Ему как-то плевать, что вы заметите по
поводу его толстого живота. В эти 40 минут - плевать. Правда,
после концерта он обязательно подойдет и спросит:"Ну как?" -
ласково заглядывая в глаза. Кто-то в зале крутит пальцем у виска,
кому-то откровенно скучно...
Панк принято сравнивать с гноем как символом разложения
общества. Но уместно ли это, тем более, что сами панки чаще
оперируют словом "грязь". А гной и грязь - разные вещи, не правда
ли? Обопритесь на школьный курс, вспомните наверняка ненавистного
Чернышевского и его теорию о грязи реальной и фантастической.
первая - это "чистая" грязь:
"Запах сырой, неприятный, но не затхлый...Элементы
фантастической грязи находятся в нездоровом состоянии,
натурально, что как бы они не перемещались и какие бы другие
вещи, не похожие на грязь, не выходили бы из этих элементов, все
эти вещи будут нездоровые, дрянные".
Итак, есть грязь гнилая, а есть - здоровая. А вот в вопросе
истоков такового различия ни я, ни, судя по всему, панк-ортодокс
с Чернышевским не согласятся. Признак здоровой грязи у него -
дренаж, отток, а значит - движение. "Движение есть реальность, а
реальность - это жизнь"/по его социал-демократической
терминологии, движение-реальность =труд/. Подчеркну, движение
направленное, даже целеустремленное. Если же накладывать эту
"грязевую" схему на панк, то он - в любом случае - грязь
реальная, т.е. здоровая, хотя и весьма неприятная для чистых ног.
Реальная, потому как находится в движении, НО - в движении х а о
т и ч е с к о м /"сегодня - правый, завтра - левый"/. Не в
действии-противодействии, вперед-назад, вниз-вверх, а в движении
тех броуновских частиц, молекул или что там еще у него
двигалось...
Вот оно, отличие: панк не имеет направления и цели /кроме
попутного расталкивания соседних частиц/.Его законы и принципы
существования - агрессивно-первородные - всеобщи. "Каждый из нас
немножечко панк..." А как иначе? Можно ли надеяться, что дождь
сейчас закапает вот именно из этого квадратного кусочка неба, за
периметром которого - сушь да гладь?
И еще один момент. Если волна, металл, эстрада и проч., как ни
крути, паразитируют и процветают на инстинктах человеческих -
сексуальных ли, социальных, - то панк лезет глубже - в
физиологию, в естество, в такие изначально корневые вещи, как
жизнь, смерть, свобода.
Панк ничего не стремится изменить, и поэтому он ближе не к
прямоходящему нигилизму, а к этносу юродивых, которые тоже были
"сегодня правыми, завтра левыми" - с той лишь разницей, что панку
наплевать и на правых, и на левых, и на корневую мораль юродивых.
Речь не о продажности - хлеб все равно важнее, он укладывается в
сетку законов, нанесенную на нас природой. Политика же - нет, во
всех ее проявлениях. И социум в современных формах вряд ли был ею
задуман, поскольку ведет к вырождению человечества с параллельным
самоистреблением. Но в природе всегда существовало нечто, обо что
в случае необходимости можно вытереть ноги, естественное и
привычное до безобразия, напоминающее, что все мы, собственно, -
оттуда, снизу, и неплохо бы иногда оглядываться на собственный
хвост.
4.
Давеча один мой знакомый музыкант заявил:"Ведь что делается:
либо "коммерция" на всем буквально, либо водка + отрицание всех и
вся". И продолжил:"И то, и другое - скучно". Ответ на
потенциальный вопрос: да, он живет в городе Новосибирске. И его
взгляд закономерен, и его точка зрения более чем логична. Вот
только подходят из того же Н-ска вести о том, что ряд
потенциально интересных команд решили объединиться, чтобы играть
ради игры, работать ради работы, не требуя иных денег, кроме как
за проезд. А ГО нынче стоит не менее 500 за концерт... Все
смешалось, и оттого еще больше чешутся пальцы потеоретизировать
на ту или иную тему. А если отвлечься от определения критики как
"процесса соотнесения истерики творца с потребностями общества",
то становится понятным, почему Андрей Белый в десятых годах
носился с "теорией поэтики в тысячу страниц", а Михаил Эпштейн
умудряется и в наше сложное время выпускать проэстетские книжки с
названиями типа "Парадоксы новизны".
Иными словами, это не паразитизм на искусстве и не попытка
найти шестой смысл там, где его нет, а своеобразная форма
осознания и "прожития" того, что видишь и слышишь. И именно
поэтому подобные сочинения очень трудно заканчивать, но автор
никогда, вопреки злым языкам и тайным подначкам доброжелателей,
не возьмется за попытку составления эстетики постпанка. Дайте мне
для этого постпанк!
НАЗАД ОГЛАВЛЕНИЕ ДАЛЬШЕ