Если, например, некий робот совершенно не воспринимает воздействие лечебных таблеток - это не значит, что он неподвластен химическим реакциям как таковым :).
Если логическая схема робота не предусматривает химических реакций (допустим, он создан по принципу обычного компьютера), то его можно... убить или частично сломать, залив жидкостью, например. Можно и смазать, чтобы не ржавел, но это воздействие на аппаратную часть, логику оно не затронет.
Свободомыслящий же не воспринимает стандартного набора стремлений обезьяны, т.е., "программировать" его основное поведение на душевный покой, счастье, позитивные эмоции - это всё равно, что кормить металлический компьютер таблетками. В этом смысле психотерапия работать не должна.
"Ты хочешь быть счастливым, в состоянии душевного покоя и постоянно испытывать эмоции?"
- Вы что меня, за дебила держите? Примерно такая реакция у свободомыслящего. В то время как среди несвободомыслящих большинство ответит "да, хочу, готов почти на всё для этого".
Забегая вперёд, отвечу на: Поэтому, имхо, нет пока того "разума, к которому неприменима психология". Да и вообще, это по определению невозможно. Психология изучает структуру и механизмы того, что у нас в голове. Что бы там ни было, она остается применимой.
Поскольку в каждом свободомыслящем есть обезьяна, то да. Но в каждом свободомыслящем есть и психолог. И, конечно, психология применима для того, чтобы разобраться в своём _враге_ - эмоциях и чувствах (Конечно, это не всегда враг, а только тогда, когда он пытается воздействовать на принятие значащих решений. Ко времени развлечения это не относится).
Но свободомыслящие - не цельнодубовые (я - это мои мысли, мои сопли, мои слюни, моё тело), и применять психологию можно лишь к части свободомыслящего, обезьяньей части, которая - не основная. На целого свободомыслящего психология не распространяется. И если на него надо воздействовать, если его изучать целиком, то понадобится ещё логика, причём стройная. А это уже выходит за пределы психологии, хотя не исключает её.
>> Но разум в данном случае работает как вахтёр, который проверяет у прилезшего из подсознания документы и решает - пускать или нет.
Если, допустим, кого-то "уронили" в детстве так, что у него не генерируются какие-то определенные мысли,
Он с ними рано или поздно ознакомится с чужих слов или текстов... См. далее.
У кого-то, наоборот, из-за "уроненности" может возникать повышенное кол-во мыслей на какие-то темы. Как следствие, такой индивид больше обдумывает эти темы, больше углубляется в них и т.д. Возможно, он станет в этой сфере хорошим экспертом. Но не станет в других сферах, в которых стал бы, если бы не произошедший "урон".
То есть, свободомыслие тогда - это тоже определённый угол падения с коляски в детстве? :)
Я уже давно пытаюсь выявить "факторы свободомыслия", своего, но пока не получается. Нет такого события, которое я бы мог назвать "ключевым" или "поворотным". Более того, я даже не могу проследить путь развития мировоззрения во мне.
Я не отрицаю, что различные вторичные признаки формировались под воздействием внешней среды (то самое перераспределение количества мыслей и сферы деятельности), но они не являются определяющими в конечном счёте, хотя формировали мою занятость, круг общения и разную бытовуху. С другой стороны, вторичные признаки как-то органично вписываются в первичные, и они мне помогали (хотя, возможно, есть множество других раскладов, которые бы помогали мне намного больше), да и некоторые черты характера и развлекательные интересы просто вписываются в свободомыслие, при том, что другие не вписываются. С одной стороны, всё это органично переплетается, а с другой - вроде бы не зависит одно от другого.
Под "нераспространением психологии на свободомыслящего", именно психологии, а не психотерапии (о ней я говорил выше) я подразумеваю то, что все психологические проблемы выглядят настолько незначительными, что практически не оказывают влияния на жизнь в глобальном масштабе. В то время как психология основана, в основном, именно на этом факторе. Ну не буду я страдать или наслаждаться по-настоящему. Во-первых, включится механизм анализа возникшей эмоции, который тут же сильно понизит её воздействие, ну а дальше я начну... думать, а не переживать.
Может быть, это какой-то особый случай психологии, кто тут знающий? :)