Стоит уточнить - я не ставил знак равенства между наукой и религией, я говорил о двух видах восприятия - адекватном, психологически непредвзятом (научном) и неадекватном, психологически ущербном (вера). Говорить о теории бога - вполне научно и адекватно, вот только теория рассыпается. Человек с научным мировоззрением не может говорить о боге иначе как в ключе теорий и гипотез.
Тут немножко уточню со стороны своего взгляда на вещи. Говорить о Боге как о некоем объекте (о том, что можно наблюдать или пощупать) - бессмысленно. Потому что эта штука, если она риальне есть, немножко велика для наблюдения, и скорее включает в себя доступные для наблюдения явления, чем может выступать одним из них. Адекватные христиане (встречал таких людей) прямо говорят о том, что наука и религия изучают разные слои (или разные состояния) действительности.
Например, можно рассмотреть каббалистическое понимание Бога. Изначально, как это утверждается, не было ничего кроме него. Затем он замутил тему, которую назвали "цимцум" - образовал внутри себя пустое пространство, куда захерачил часть своей силы, чтобы там что-нибудь образовалось. В рамках такого взгляда очевидно, что наблюдать его напрямую невозможно.
Религиозные явления имеет смысл изучать с точки зрения психологии, а не неких материальных процессов. То есть, по факту эти явления представляют собой изменённые состояния сознания, в рамках которых происходят разные торкающие штуки. Некоторые такие штуки явно являются self-made продуктом ("глюками", если по простому; особенно если у человека есть ориентирванное на религию или эзотерику мировоззрение - общаясь в соответствующих кругах, набрал массу примеров самопрограммирования на то, чтобы что-то эдакое "увидеть"), а некоторые уже можно отнести к более интересным явлениям. Например, если в ходе определённых видений человека торкает прикольной идеей - это можно расценить как профит. Конечно, потом эту идею нужно исследовать и проверить на баги. Но, как показывает практика, часто очень глубокие темы с "той стороны" приходят.
Проблема в изучении мистики вообще и религии в частности состоит в том, что восприятие современного человека ориентировано на научную картину мира. В ходе своего развития наука сформировала свою карту действительности - например, выделило различные состояния вещества, сделала предположения о его строении, о различных силах, формирующих окружающие нас явления. Но некоторые явления, большей частью внутреннего характера, остались за гранью этой модели. И сейчас, чтобы их определить даже описательно, нужно проговорить с человеком тонну вещей и показать альтернативу вшитой в мозги программы восприятия мира. Без такой работы мистические воззрения как правило представляют просто искажённый взгляд на околонаучные модели. Например, некий чел утверждал, что "тёмная материя, которой чуть более, чем дофига в нашей Вселенной, и есть духовный мир". Хотя AFAIK идея об этой материи появилась из несхождения фактов с теоретическими выкладками.