Re: Визуально информация воспринимается менее критично |
Critic 07/08/06 13:48 |
Этим ты ликвидируешь только смыслово-сюжетный прогруз, т.е. "политическую линию партию", которую автор продвигал через свой фильм/мультфильм.
"Смыслово-сюжетный прогруз" ликвидируется еще во время просмотра, а если фильм голливудский, то в ряде случаев и до просмотра (такое ощущение, что сценарии пишутся специальной программой).
Но мелкие детали, не несущие смысловой нагрузки, сознанием не фиксируются (и ты врядли по-кадрово пост-анализируешь каждый просмотренный фильм).
Детали, которые намеренно вкладываются в фильм создателями часто заметны невооруженным глазом. Это может быть марка машины, на которой ездит "супергерой", сигареты, которые он предпочитает или определенная одежда от которой без ума окружающие женщины. Т.е. намеренно внедренная реклама при внимательном просмотре, как правило, заметна сразу.
Аналогично обстоят дела с шаблонами оценок. Как правило, для понимания, что "министерство пропаганды" пытается сформировать положительный образ российского военного, мента или фсбшника, необходимо просмотреть парочку свежих "хитов сезона" и подметить тенденцию. Впрочем, в последние несколько лет фильмы и сериалы в России либо про ментов, либо про бандитов. Что и не удивительно, какая власть - такие и фильмы, а страна должна знать своих героев. Российская документалистика и журналисткие расследования не устают разоблачать культ личности, вскрывать зверские и неизвестные ранее проделки НКВД, или, как минимум, в особо негативных тонах освещать темное "коммунистическое" прошлое, ибо заказ на антикоммунтистический пиар надо отрабатывать. Формирование положительного образа российского буржуя и попускание недобитой путинским режимом "российской интеллигенции" также наблюдается. Так в ряде фильмов/сериалов, если человек имеет интеллигентский вид, говорит нарочито вежливо и грамотно, то он по сюжету оказывается либо мудаком, либо сумасшедшим, над которым можно только презрительно посмеяться. Зато впоследствии, часто является "реальный чел" (как правило, бандит со стажем или сотрудник спецслужб) и все махом "разруливает".
Ну и не забывают про наших "американских друзей", где они нередко выступают как союзники России. И так далее, в том же духе.
В голливудских фильмах все, как правило, еще проще. Красной нитью через все фильмы проходят ассоциации положительных героев и таких идей как "антикоммунизм", "потребительство", "культ семьи", "верность дяде Сэму" и т.п. Отдельная категория: молодежные фильмы – там, как правило, чем больший главный герой дебил, тем больше он вызывает социальное одобрение и всеобщую любовь, главное, чтобы прикид был в тему. Ну и, естественно, подобные фильмы показывают, что "успешная" молодежь думает только о предстоящем сексе, все остальное – для неудачников (кстати, очень страшное для американцев ругательство).
Они оседают в бессознательном в качестве "правильных", "крутых", "сексуальных" и т.п. образов, шаблонов поведения и т.д. "Крутые девченки" появляются в фильме в юбке определенного фасона - как следствие у зрителя женского пола формируется ассоциация [определенный фасон юбки--крутость]. Отследить все подобные моменты просто невозможно.
Оседают у того, кто смотрит фильм не подозревая о пропаганде и не анализируя. Подобных моментов конечно много, но они нередко повторяются от фильма к фильму, а поэтому легче обнаруживаются.
> выработка и закрепление соответствующих эмоциональных реакций.
Ты умеешь сознательно контролировать и провоцировать свои эмоциональные реакции?
Ну, контролировать эмоции проблемы не составляет, разве что эмоции зашкаливают, что тоже бывает. Достаточно постараться взглянуть на ситуацию под другим углом. Аналогично, провоцирование эмоций. Ведь это удается различным манипуляторам сознанием, агитаторам, телевидению и другим СМИ? Почему же человек не может этого сделать для себя, если ему это нужно? Сознательные эмоции является продуктом разума. Меняя отношению к объекту, меняется и спектр переживаемых эмоций. Совсем другое дело - подсознательные эмоции, их так просто не изменишь, без специальных психотехник, гипноза, да и применяя последние не всегда удается контролировать результат. Но большинство телевезионных "трюков" вовсе не так глубоко затрагивают подсознание, как некоторые считают.
> Гипнотизируются в большинстве своем тупые "поедатели попкорна" или гиперэмоциональные люди.
В основном "гипнотизируется" молодежь, т.к. ее психика все еще пребывает в состоянии изучения окружающего мира и поиска "правильных" линий поведения, и при этом возникают новые проблемы, которые с помощью ранее полученных знаний решить не удается. Поэтому охотно "поедается" все, что сулит решение этих проблем. Тем более - сулит наглядно. В до-телевизионное время это означало - кто-то действительно успешно решает данные проблемы таким способом.
Я все же считаю, что поиск "правильных" линий поведения или "моделирование поведения" - это сознательный и избирательный процесс. Моделируя поведения киногероя в определенной ситуации ты заранее оцениваешь применимость этой модели в конкретном контексте, отрабатываешь мимику, жесты, внутреннее состояние и т.д. Кроме того, ты моделируешь только положительные с твоей точки зрения качества. "Гипнотезирующаяся" молодежь и другие категории граждан врядли все это делают. Тут наблюдается скорее синдром "wanna be.." т.е. подсознательное подражание понравившемуся киногерою. Самоанализ избавит от подобного "гипноза". В целом, я считаю, что защита существует, для тех кто хочет защититься. Пусть не во всем, но в наиболее важных моментах.
|
|
|
|