Утверждение индивидуализма. |
Ulmanaz 18/02/13 19:11 |
Все они — родители, семья, государство, социум, религия — заботятся лишь о себе. Нам говорят, что нужно почитать родителей только потому, что они дали нам жизнь; но мы-то понимаем, что они преследовали лишь свой корыстный интерес — а во многих случаях только свою похоть, — а не заботились о нашей жизни, давать которую нам мы не просили. Производя нас на свет, они преследовали свои эгоистичные интересы; воспитывая нас, они воплощали в жизнь свои представления; и даже когда они заботились о нас, то, поскольку они считают нас чем-то вроде своего придатка, таким образом они заботились прежде всего о самих себе.
Главное условие, по которому общество согласно нас принять, — это критерий полезности. От нас требуется занять своё место в социальном механизме и выполнять возложенные обязанности. Государство эксплуатирует своих подданных, а при случае бросает их в войну, не спрашивая согласия. Общество, государство — требуют от нас определённой пользы, некоторого служения, при возбуждении так называемых патриотических чувств; кроме того, от нас ждут солидарности и уважения к общепринятому; а если же кто открыто отказывается быть патриотом, не считается с общепринятым или не приносит пользы государству, тот быстро становится отщепенцем или, ещё хуже, отбросом общества. Разумеется, система заботится прежде всего о себе.
Религия учит нас отказываться от своих желаний, учит быть покорными и безропотными; христианская мораль оправдывает эгоизм родителей и деспотизм государей; но уж в чём религия не заинтересована, так это в нашем собственном мнении; напротив, нас убеждают: "забудь о своих желаниях; нельзя полагаться на свои силы; жить для себя — вот что плохо". В качестве эталонного человека, якобы лишённого эгоизма, нам указывают на аскета, или экзальтированного фанатика, который отрёкся от своих желаний и посвятил свою жизнь служению Богу; но зачем он это сделал? Единственно с той целью, чтобы заслужить щедрую награду на небесах, что, в сущности, является вполне шкурным интересом: принося какие-либо жертвы Богу, человек тем самым заключает с Богом выгодную сделку в расчёте на крупное вознаграждение; таким образом, даже самый нравственный и благочестивый с виду человек может являть нам пример отменного эгоизма.
Наконец, сам Бог требует прославления, поклонения и хвалы никому иному, как только себе: "да не будет у тебя других богов пред лицем Моим". Заботится ли Бог, которого ещё почему-то называют "любовь", о человеке, о людях? Нет, Он заботится только о себе; только себе хочет Он славы, хвалы и поклонения; и весь свой болезненный мирок Он сотворил потому, "что это хорошо", то есть ради собственного удовлетворения.
Как видно, ни одно разумное существо или общество не стремятся ни к чему иному, кроме как к своей персональной выгоде и личному моральному удовлетворению. Являясь закоренелыми эгоистами сами, они каждым удобным случаем упрекали нас в том, что мы слишком много думаем о себе, и проповедовали необходимость самопожертвования. Поскольку все они, всегда, заботились лишь о себе, то и мы будем в первую очередь заботиться о себе самих.
|
|
|
|